В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивтельная картина - от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т.е. в самые первые часы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться его первые способности. Именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития ребенка.
Это время и есть самое лучшее для начала развития всех многообразных человеческих способностей. Уникальность этого периода состоит в том числе в стремительности развития ребенка, что требует самого пристального внимания родителей, педагогов, врачей. Для детей раннего возраста ориентиров в мире взрослых, сверстников, предметов является педагог. Современный воспитатель должен владеть знаниями особенностей раннего детства, которые помогут ему выбрать подход к маленькому ребенку. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания детей раннего возраста была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка. Это период наибольшей зависимости от взрослых. Круг общения ребенка ограничен близкими людьми (а позднее - также и группой сверстников), причем это общение носит преимущественно интимно-личностный характер, строится на основе эмоциональных контактов. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребенком обеспечивают ему
- чувство психологической защищенности;
- доверие к миру;
- эмоциональное благополучие;
- формирование базиса личностной культуры;
- развитие индивидуальности.
Цель программы:
Создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Основные задачи программы:
1. Развитие эмоциональной сферы.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов, саморегуляции.
4. Развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 1,5 лет до 3, 5 лет.
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Содержание программы
I. Психологическое развитие
Данные занятия проводит педагог-психолог.
1. Основные задачи данного раздела: Создать условия для проявления всех видов активности ребенка.
2. Создать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и повседневном общении.
4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.
5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Восприимчивости.
6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
7. Способствовать формированию позитивной самооценки.
II. Речевое развитие
Данные занятия проводит учитель-логопед
Основные задачи данного раздела:
1. Развитие импрессивной речи (понимание речи).
2. Развитие экспрессивной речи (активизация речевого подражания) формирование предложений из нескольких простых слов.
3. Формирование умения пользоваться невербальными средствами общения (мимика, жесты и т.п.).
III. Художественно-эстетическое воспитание
Данные занятия проводит социальный педагог.
Основные задачи данного раздела:
1. Развивать художественно-эстетическое восприятие детей, образные представления, воображение, эстетические чувства, положительные эмоции.
2. Воспитывать отзывчивость на доступные их пониманию произведения искусства.
3. Познакомить с разными видами художественно-эстетического воспитания (лепка, рисование, аппликация) и различным техникам.
IV. Музыкальное воспитание
Данные занятия провидит музыкальный руководитель.
Основные задачи данного раздела:
1. Воспитывать отзывчивость на музыку и пение.
2. Учить детей слушать музыкальные произведения.
3. Познакомить с элементарными танцевальными движениями.
V. Физическое развитие
Данные занятия проводит инструктор по лечебной физкультуре.
Основные задачи данного раздела:
1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
2. Осуществлять своевременную коррекцию физического состояния.
3. Формировать и закреплять навыки правильной осанки.
4. Повышать общий тонус и сопротивляемость организма.